Как водили «стрелу» в аг. Волосовичи Чечерского района

Интересно само название деревни и откуда оно появилось. По словам старожилов, еще давным-давно было у отца три сына – Сидор, Влас и Анисим. От их имен, по месту жительства каждого из них, появились деревни - Сидоровичи, Волосовичи и Нисимковичи.

Местные жители, гости Республики Беларусь и стран ближнего зарубежья побывали на воскрешении вековой традиции, ярком ритуальном празднике, глубоко связанном с белорусской землей, её урожайностью, сами стали непосредственными участниками обряда «Ваджэнне і пахаванне стралы » («Вождение и похороны стрелы»). Праздник ежегодно проходит на сороковой день после православной Пасхи, на Вознесение Христово, в четверг, когда происходит сама кульминация обряда «пахавання» («похорон», закапывания) стрелы. В этом году фольклорно-обрядовая традиция состоялась 6 июня.

В полдень, в этот день, жители деревни Волосовичи, среди которых и участницы народного фольклорного коллектива «Ажына», собрались в Волосовичском сельском клубе ГУК «Чечерский районный дом культуры», чтобы затем выйти на перекресток и исполнить старинный обряд своих предков - «Ваджэнне і пахаванне стралы». Участницы становятся в “карагод” (хоровод) и водят его с песнями. На следующем перекрестке к ним присоединяются их односельчане, в том числе дети и молодежь, причем, некоторые из детей находятся в середине хоровода. Маленького ребенка женщины-хороводницы трижды подбрасывают вверх, чтобы жито к небу «цягнулася», было высоким и богатым на урожай.

С благоговейным трепетом люди подходят к полю. Женщина более старшего возраста заходит в жито, становится на колени и молится. Среди молитв обращение к Богу: «Отче наш…»; она просит, чтобы Господь защитил деревню от напастей природы – молнии, грозы, грома, повторяя каждый раз «Хай ідзе на сухі лес». Потом и взрослые, и дети «хаваюць стралу»: закапывают бусинки, монетки, пуговицы, самодельные колечки, сопровождая эти ритуальные действия заговорами, загадывая при этом о самом сокровенном, поэтому словами-заговорами не делятся с другими, чтобы загаданное сбылось. Заговорам издревле приписывалась магическая сила воздействия.

Заговаривающие уверены, что их слова обязательно вызовут в жизни или природе желаемый результат, причем наиболее древние заговоры основаны не только на вере в силу слова, но прежде всего на заговоренный обряд, ритуал – магические действия. В Волосовичах такие действия заканчиваются словами: «Хай усе добра будзе!».

Чтобы спины не болели – качаются по полю, раскладывают «цяпло» - костер. Вокруг него «по солнцу» ложатся дети, создавая «кольцо», напоминающее по форме замкнутый круг – своеобразный оберег, чтобы огонь был в одном месте, и в деревню не ходил, а жителей болезни обходили стороной. Прыгают трижды через костер или перешагивают, кто как может, «чтобы ни ноги, ни спина не болели, чтобы болезни вместе с огнем сгорели».

Участники обряда, гости срывают по семь колосков, чтобы потом, дома, положить их за иконы «на доброе здоровье и благополучие».

Потом, разворачиваясь, все вместе идут в обратном направлении с «граными» и веселыми песнями в деревню. Другие жители встречают участников – носителей фольклорно-обрядовой традиции: на дорогу выносят стол, на котором очень большая целая круглая яичница из печи. Делается она на муке с молоком и выпекается со шкварками, напоминая присутствующим солнце.

Старинный обряд заканчивают общей трапезой. И каждый из ее участников надеется и верит, что и в следующем году, как и сейчас, они все вместе соберутся, чтобы оградить деревню от беды и напастей. И так из поколения в поколение.

 

Текст: Л.Мельниковой

Фото: В. Пранкевич